Введение Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»-документ, определяющий содержание образования в процессе оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – инвалидам. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» реализует дополнительные общеобразовательные программы: коррекционно-развивающие, профилактические, развивающие и просветительские программы. Дополнительные общеобразовательные программы для детей учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Основными формами организации работы по реализации общеобразовательных программ являются индивидуальные и групповые занятия, тренинги. Целесообразность выбора формы организации работы определяет специалист в зависимости от решаемой проблемы и реализуемой программы. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми МБУ ЦППМСП самостоятельно и посредством сетевых форм их реализации, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных образовательных программ. Организация образовательного процесса в МБУ ЦППМСП регламентируется годовым календарным графиком и расписанием занятий. В коррекционно-развивающие группы набор осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медикопедагогического консилиума Центра; в развивающие, профилактические тренинговые группы по направлению образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, желанию учащихся (воспитанников) или их родителей (законных представителей). Порядок комплектования групп осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом психолого-педагогических и (или) медицинских показаний на основе диагностического обследования детей при выявлении проблем, соответствующих основным направлениям деятельности МБУ ЦППМСП. Возраст, количество занимающихся в группах, а также количество и периодичность занятий определяются используемыми программами, а также психологопедагогическим или медицинским диагнозом. Минимальная наполняемость в группах - 2 5 человек, максимальная до 15 человек. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час, продолжительность которого определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПин. Для работы в тренинговом режиме устанавливается время работы в соответствии с его целями и задачами, методами проведения. 2 Занятия могут проводиться в одновозрастных и разновозрастных группах детей, имеющих одинаковые проблемы. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, организовано в интегрированной форме. Режим занятий регламентируются расписанием. Продолжительность обучения по индивидуально-ориентированным программам в каждом конкретном случае зависит от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Предметом психолого-педагогического мониторинга являются: - качество образовательного процесса с точки зрения обеспечения условий для сохранения здоровья учащихся; - характер динамических изменений в адаптации и развитии ребенка; -удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов качеством содержания образования и организацией образовательного процесса. 3 1. Информационно-аналитическое обоснование образовательной программы 1.1.Характеристика учреждения Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» работает в системе образования ГО «Город Лесной» с 1 сентября 2002 года. В соответствии с целями и задачами деятельности, закрепленными в п.п. 2.2.–2.3. Устава, МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» осуществляет основные виды деятельности: 1. Реализация общеобразовательных программ дополнительного образования: Программы психолого-педагогического сопровождения детей: - с нарушением когнитивного развития; - с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы; - с синдромом гиперактивности и дефицита внимания; -с нарушениями речевого развития. 2. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование-обследование с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. 3. Организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с предусмотренными в п. 2.4. основными видами деятельности МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» выполняет муниципальное задание утверждаемое постановлением администрации городского округа «Город Лесной». Муниципальным заданием на 2022 год для Учреждения предусмотрено предоставление следующих муниципальных услуг: - психолого-медико-педагогическое обследование детей; - психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; - коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся; - организация отдыха детей и молодежи. Содержание данных видов деятельности определяется, с одной стороны, потребностями жителей города в психолого-медико-педагогической помощи, с другой социальными вызовами, поступающими в адрес системы психолого-медикопедагогического сопровождения города Лесного. 1.2. Цели и задачи образовательной деятельности МБУ ЦППМСП Целью деятельности МБУ ЦППМСП является повышение психологической защищенности, поддержки и укрепления психического здоровья детей и подростков, 4 развития психолого-педагогической компетенции участников образовательного процесса (родителей и педагогов); Задачи: 1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 2. Оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и поведении, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. 3. Профилактика нарушений и отклонений в развитии и поведении детей и подростков. 4. Психологическое сопровождение ФГОС ОВЗ. 5. Содействие в урегулировании конфликтов в образовательных организациях, профилактика правонарушений и социальная реабилитация участников конфликтных, противоправных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации. 6. Развитие волонтерских движений. 7. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. 8. Развитие компетентности педагогов в вопросах психологии и коррекционной педагогики. 1.3.Основные направления деятельности МБУ ЦППМСП Ежегодно в МБУ ЦППМСП получают бесплатную психолого-педагогическую помощь 1167 семей. Центр также реализует платные образовательные услуги. Работа с детьми на базе МБУ ЦППМСП осуществляется в соответствии с запросом родителей (законных представителей), а также по инициативе специалистов образовательных учреждений, органов здравоохранения, управления социальной защиты населения, других организаций. Наиболее часто в адрес специалистов МБУ ЦППМСП поступают запросы связанные недостаточным развитием саморегуляции, гиперактивностью, трудностями в усвоении программы, нарушениями в системах взаимоотношений ребенка с родителями. Достаточно часто трудности в адаптации ребенка обусловлены комплексом проблем, поэтому необходима помощь нескольких специалистов, сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми. Так, проблемы в адаптации, обусловленные недостаточным развитием саморегуляции, гиперактивностью более эффективно решаются при оказании ребенку медицинской помощи. Необходимость консультации врачей существует и в случае нарушений эмоциональной сферы, угрожающих здоровью и жизни ребенка. В 2021-2022 учебном году сохранялся высокий уровень мотивации родителей к сотрудничеству со специалистами МБУ ЦППМСП по вопросам создания специальных условий обучения для детей с ОВЗ. Данная тенденция связана с активной работой образовательных организаций по созданию специальных условий для детей с ОВЗ в образовательных организациях. Результатом этой работы является осознание 5 родителями важности и необходимости создания специальных условий обучения для детей с ОВЗ. Большое число заявок связано с отклонениями в эмоциональной сфере и поведении (28,8%), нарушениями речи у детей (24,3%), трудностями в усвоении программы Достаточно часто трудности в адаптации ребенка обусловлены комплексом проблем, поэтому необходима помощь нескольких специалистов, сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми. Таблица 1. Характер запросов, поступивших от родителей в 2022 году психолого-медико-педагогической помощи Характер запросов на оказание Запросов % Проблемы в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер (в том числе, со сложными формами нарушения адаптации у подростков) Подготовка к школе Проблемы в речевом развитии детей Трудности в усвоении учебных программ Развитие способностей и личностных качеств ребенка Профориентация Нарушения детско-родительских отношений Нарушения в системе отношений «учитель-ученик» 28,8 14,8 24,3 19,7 2,8 3,1 4,5 2,1 На протяжении целого ряда лет стабильно высоким остается рост числа детей с речевыми нарушениями. Диаграмма 1. Число детей с речевыми нарушениями Проблемы в речевом развитии детей, % 32 30 28 2019 2020 2021 В ходе индивидуальных консультаций родители получают рекомендации по преодолению нарушений речи у детей. Проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда. 6 Основные итоги работы коллектива МБУ ЦППМСП по приоритетным направлениям Таблица 2. Количественные показатели деятельности МБУ ЦППМСП Направления деятельности Психолого-медикопедагогическая помощь детям с проблемами в развитии когнитивной, речевой, эмоциональноволевой и коммуникативной сфер личности Развитие компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей Повышение компетентности педагогов в вопросах психологии и коррекционной педагогики Формы работы Количественные показатели деятельности (число клиентов*) Учебный год 20182019 20192020 20202021 20212022 -проведение комплексной диагностики, -индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, тренинги, консультации (в том числе, медицинские) Число детей и подростков 1331 1026 1216 1241 индивидуальное и групповое консультирование; тренинги; психологические гостиные; родительские собрания (как правило, в активной форме); детско-родительские группы тренинги, практикумы, мастерские, индивидуальные консультации, выступления на педагогических советах и совещаниях (как правило, с использованием технологий активного социально психологического обучения) Число родителей 1291 1186 1049 1233 число педагогов 263 253 249 198 Специалистами МБУ ЦППМСП проводится работа с педагогами, направленная на профилактику конфликтов в детских коллективах, включающая консилиумы по конфликтным ситуациям, коррекционную работу с детскими коллективами, в которых присутствуют проявления буллинга, реабилитационную помощь детям, пережившим травлю, занятия с элементами тренинга для педагогов: «Психолого-педагогическая помощь детям, подвергшимся травле и издевательствам со стороны сверстников (буллинг)» Главным условием успешного решения проблем ребенка является активная и конструктивная воспитательная позиция родителей. В работе с родителями специалисты МБУ ЦППМСП ставят перед собой следующие задачи: повышение психологической компетентности родителей в вопросах, воспитания и развития детей; гармонизация внутрисемейных отношений, развитие сплоченности семьи; оказание психологической помощи семье в кризисных ситуациях. Работа с родителями по повышению компетентности в вопросах психологического и речевого развития детей проводится в индивидуальном и групповом формате: индивидуальная консультативная помощь 7 в групповой форме (родительские собрания, гостиные, занятия с элементами тренинга) В МБУ ЦППМСП используется такая эффективная форма работы, как детскородительские группы. МБУ ЦППМСП активно сотрудничает со средствами массовой информации по проблемам профилактики насилия в подростковой среде, профилактики суицидального поведения детей и подростков, информационной безопасности детей и подростков, распространения методов школьной медиации в образовательное пространство города Лесного. Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков Задача профилактики аутоагрессивного поведения среди детей и подростков остается актуальной на протяжении целого ряда лет. В детской и подростковой среде наблюдается рост числа детей с депрессивными расстройствами, снижением уровня жизнестойкости. Профилактика саморазрушительного поведения - сложная комплексная медико-социально-педагогическая проблема. Положение усугубляется тем, что специалистов - суицидологов, имеющих необходимую специальную подготовку, в России крайне недостаточно. В целях предупреждения роста числа детских и подростковых суицидов, МБУ ЦППМСП тесно сотрудничает со специалистами Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, детской поликлиники ФГБУЗ ЦМСЧ №91, отеделением по делам несовершеннолетних, школами и учреждениям профессионального образования ГО «Город Лесной». Межведомственная работа по выявлению и сопровождению детей группы риска строится на основе «Алгоритма взаимодействия субъектов, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей, для обеспечения комплексной работы с несовершеннолетними, демонстрирующими признаки суицидального поведения», утвержденного протоколом №7 от 28.07.2022 областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В течение 2022 года педагогами выявлено и направлено в МБУ ЦППМСП 10 учащихся. В целях профилактики аутоагрессивного поведения специалистами МБУ ЦППМСП проводятся общешкольные и классные родительские собрания по темам: «Психологическая безопасность ребенка» «Психологические особенности современных подростков» «Психологическая безопасность детей и подростков в сети интернет» «Психологическая безопасность подростка в сети Интернет: группы смерти» «Информационная безопасность детей младшего школьного возраста» «Дети и компьютер» и другим. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ и детей - инвалидов С 01.09.2016 учебного года в процессе образования реализуются новые стандарты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Методических рекомендациях по организации обучения лиц с ОВЗ определено, что основным шагом при выборе варианта обучения является обращение в ПМПК, поскольку, как следует из пункта 8 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ, выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций ПМПК. Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обследование детей до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). В зависимости от рекомендации комиссии родители (законные представители) могут выбрать один из вариантов образовательных программ разработанных на основе ФГОС для детей с ОВЗ. В работу ТМПМПК внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". В соответствии с данными документами усиливается ответственность, расширяются полномочия комиссии в вопросах защиты прав детей с ОВЗ. Обеспечено 100% удовлетворение потребности жителей города в проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследования в рамках деятельности Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ГО «Город Лесной»: ТПМПК проведено обследование 244 ребенка с целью определения потребностей в создании специальных образовательных условий. В таблице №3 представлены количественные показатели деятельности ТПМПК ГО «Город Лесной» за 2021-2022 учебный год. Таблица 3. Количественные показатели деятельности ТМПМПК Категория детей Дети дошкольного возраста Дети школьного возраста Всего Количество детей, прошедших ТМПМПК Общее количество Количество детей (чел) (чел) 159 85 244 обследование детей-инвалидов 14 4 18 Возложенные на ТМПМПК функции реализуются через развитие сотрудничества с образовательными учреждениями с целью создания необходимых условий для обучения ребенка, в соответствии с его образовательными потребностями. Специалисты МБУ ЦППМСП проводят работу по психолого-педагогическому сопровождению детейинвалидов. 9 Стабильно высоким остается число детей-инвалидов, которым на базе МБУ ЦППМСП оказываются различные виды психолого-педагогической помощи: в 2021-2022 учебном году оно составило 61 человек. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в ТПМПК прошли 18 детей–инвалидов. МБУ ЦППМСП активно сотрудничает с МСЭ ЦМСЧ-91, проводит диагностическую работу с детьми-инвалидами, необходимую для своевременного уточнения статуса детей и разработки планов их реабилитации. В 2021-2022 учебном году МБУ ЦППМСП проведено психологическое обследование 26 детей-инвалидов для медико-социальной экспертизы. В психологическом заключении отражаются факторы и условия, влияющие на социализацию ребенка. 17 детей-инвалидов получили коррекционно-развивающую помощь, из них 5 детей раннего возраста (до 3 лет). В МБУ ЦППМСП пополнился банк методической информации по следующим разделам организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ: нормативные документы, теоретические аспекты деятельности, коррекция и развитие, консультирование, мониторинг. Необходимым условием эффективной деятельности по сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ является развитие кадрового потенциала и повышение квалификации педагогических кадров. В 2021-2022 учебном году состав ТПМПК пополнился новыми специалистами. В комиссии начали работу педагог-психолог Шиманова Н.С., учительлогопедь Силина Е.О., Чернецкая А.И. Проведена работа по подготовке кадрового резерва педагогов-психологов для работы в ПМПК: стажировку в ТПМПК при МБУ ЦППМСП прошла педагог-психолог Гредасова М.К. Повышение квалификации по вопросам организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ прошли 6 специалистов. Содействие в урегулировании конфликтов в организациях на основе принципов восстановительной медиации образовательных В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2017 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ», в образовательных организациях должны быть созданы службы школьной медиации. Распространение метода школьной медиации в образовательное пространство ГО «Город Лесной» как гуманного инструментария решения трудных ситуаций будет способствовать обеспечению защиты прав детей, создавать условия для обеспечения равных возможностей и защиты интересов всех участников образовательных отношений. Приказом МКУ «Управление образования администрации городского округа «Город Лесной» от 24.10.2016 №177 на базе МБУ ЦППМСП организован Муниципальный центр сопровождения служб медиации в образовательных организациях. В содержание деятельности Муниципального Центра входит оказание помощи 10 образовательным организациям в развитии служб медиации в учреждении, проведение процедур примирения по обращениям образовательных организаций и родителей (законных представителей), подготовка волонтеров Школьных служб примирения. 1.4. Нормативно-правовое обеспечение Деятельность муниципального бюджетного учреждения «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи» регламентируется следующими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Областной закон «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2017 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2017 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий" Устав муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 1.4. Концептуальные основы содержания образовательной деятельности Концептуальными основами оказания квалифицированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, и нуждающимся в психолого-педагогическом и социальном сопровождении выступают следующие научно-теоретические положения: – личностно-ориентированный подход определяющий приоритетность ориентации на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Данный подход предполагает также ориентацию на потребности, цели и ценности развития личности учащегося, максимальный учет ее индивидуальных особенностей (К.Я. Вазина; Ю.Н. Петров, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская и др.); 11 – концепция психического и психологического здоровья учащихся (И.В. Дубровина и др.), рассматривающая в качестве предмета работы педагога-психолога проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, которая влияет на состояние ее психологического здоровья, отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в, том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства; – теория педагогической поддержки (М.В. Алешина, Н.Н. Михайлов О.С. Газман, Т.В. Егорова, Ю.В. Замятина, Е. Н. Кононова, Н.Б. Крылов , Е.Е. Кутейникова, Т.Н. Мартынова, Г.В. Митина, Л.Я. Олиференко, Т.А. Ревягина, Г.И. Рогалева, Г.Ю. , И.Ю. Шустовой, С.М. Юсфин, И.С. Якиманская и др.), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности и развития ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъектсубъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и учащегося, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом; – принцип деятельностного подхода, позволяющий исследовать реальный процесс взаимодействия личности с окружающей средой и обеспечить решение жизненно важных задач. Реализация деятельностного принципа позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. – принцип системного подхода, позволяющий проблему сопровождения в условиях целостного педагогического процесса – антропологическая парадигма (Б.С. Братусь, Е.И Исаев, В.И. Слободчиков и др.), предполагающая целостный подход кчеловеку, смещение анализа отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития учащегося в контексте его связей и отношений с другими; – принцип комплексного подхода (Б.Г. Ананьев, Е.Ф.Рыбалко) реализуется в двух аспектах: 1) предполагает мультидисциплинарный подход в диагностике и коррекции, основанный на взаимодействии различных специалистов (психологов, педагогов, логопедов, дефектологов и социальных работников); 2) предполагает всестороннее и целостное изучение и воздействие на все стороны психического, речевого развития ребенка (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, всех компонентов речевой функциональной системы); – принцип структурно-динамического изучения детей, базирующийся на теории динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия), позволяет установить иерархию, взаимосвязь развития нарушенных и сохранных психических функции. Данный принцип тесно связан с положениями Л.С. Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Его соблюдение предполагает выявление как уровня актуального развития ребѐнка, так и его потенциальных возможностей (зоны ближайшего развития); – принцип развития, предполагающий динамический анализ процесса возникновения нарушения в развитии, учет взаимоизменяющейся системы самого нарушения и психического развития, оценку отсроченного влияния первичного дефекта на формирование речевых и познавательных функций детей; – принцип гуманности, заключающийся в создании для каждого ребенка необходимых условий, позволяющих максимально развить его способности, предполагающий веру в возможности ребенка; 12 – принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. – принцип непрерывности сопровождения ребенка в образовательном процессе, обеспечивающий преемственность и последовательность сопровождения, предполагающий завершение работы над проблемой лишь в момент ее разрешения. При определении содержания образовательных программ специалисты опираются на гуманистический подход (авт. С.Л. Рубинштейн, М. Мамардашвили, Л.С. Выготский), согласно которому основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства - стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. 1.6. Сведения о материально-техническом оснащении образовательного процесса МБУ ЦППМСП На базе МБУ ЦППМСП, расположенного в двухэтажном здании по адресу г. Лесной, Коммунистический проспект, дом 32, создано 5 кабинетов педагоговпсихологов, 2 логопедических кабинета, 2 тренинговых класса, 3 административных кабинета, общая площадь помещений Центра 537 м2. В Центре имеются оптимальные условия для проведения коррекционной и развивающей работы с детьми разных возрастных групп, консультативной и тренинговой работы с родителями и педагогами. 1.7. Кадровое обеспечение деятельности по оказанию психологопедагогической, медицинской и социальной помощи По состоянию на 01.01.2023 в коллективе Учреждения работают 16 специалистов, из них 9 внешних совместителей. Двум специалистам МБУ ЦППМСПГладышевой И.С. и Глушманюк О.Н.- присвоено почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». По результатам аттестации шести специалистам присвоена высшая квалификационная категория, пяти-первая квалификационная категория. В коллективе работают четыре молодых специалиста: учитель-логопед и три педагога-психолога. В Таблице 5 представлено распределение кадрового состава квалификации и стажу работы по специальности. по уровню Таблица 5 Распределение кадрового состава по уровню квалификации Наименование Количество должности ставок Количество специалистов (чел) всего высшей категории 13 первой категории соответствие без занимаемой категории должности Педагогпсихолог 5,75 8 3 1 1 3 Учительлогопед 2,5 4 2 1 0 1 Учительдефектолог 0,5 2 1 1 0 0 Администрация Учреждения уделяет серьезное внимание вопросам повышения квалификации специалистов. Ежегодно на базе Центра проводятся обучающие программы под руководством известных специалистов, работающих в научных центра г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург. За период с 2020 по 2020 год состоялись обучающие программы, в которых приняли участие все специалисты Учреждения и представители организаций-социальных партнеров Учреждения. Коллектив Центра считает подобную форму повышения квалификации очень эффективной, поскольку она позволяет выработать стратегию и тактику междисциплинарного взаимодействия, объединить усилия разных специалистов и организаций в процессе оказания комплексной ПМП-помощи семье. Сведения о повышении квалификации педагогических кадров за 2020-2022 (курсы повышения квалификации, переподготовка, семинары и т.д.) Образовательная программа Ф.И.О. педагога Место прохождения курсов г. Санкт-Петербург Учреждение организатор курсов «КПТ детей и подростков. КПТ при тревожно-фобических расстройствах у детей и подростков» Обучение с пеленок Шиманова Н.С. Цветкова Е.А. г. Москва Топ 10 игр для эффективной логопедической работы Игры и упражнения для автоматизации и диффекренциации звуков в процессе работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников и младших школьников с ОВЗ «КПТ детей и подростков. КПТ при обсессивнокомпульсивном расстройстве у детей и подростков» Цветкова Е.А. г. Москва Цветкова Е.А. Шиманова Н.С. год Колво часов 20 Сроки обучения ЧОУ ДПО ««ЛОГОПЕД-ПРОФИ» ЧОУ ДПО ««ЛОГОПЕД-ПРОФИ» 4 12.10.2021 4 14.10.2021 г. Москва ЧОУ ДПО ««ЛОГОПЕД-ПРОФИ» 6 14.10.2021 г. Санкт-Петербург Ассоциация когнитивноповеденческой психотерапии 20 23.10.202124.10. 2021 14 Ассоциация когнитивноповеденческой психотерапии 25.09.202126.09.2021 «Профилактика ВИЧинфекции в сфере труда» Чернецкая А.И г. Екатеринбург «Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД» АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 8 27.10.2021 Логоритмика в работе с детьми с темпоритмическими нарушениями речи «Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих детей раннего возраста» Цветкова Е.А. г. Москва 6 01.11.2021 Чернецкая А.И. г. СанктПетербург Российский государственный педагогический университет 72 01.11.202111.11.2021 «Логопед имеет право на ошибку на первичной консультации» «Естественные жизненные ситуации, как ежедневная возможность улучшения функционирования ребенка и семьи» «Оптимизация логопедической работы при стертой дизартрии средствами нейростимуляции» «Основы обеспечения информационной безопасности детей» Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 09.11.2021 Чернецкая А.И г. Екатеринбург ГБУ СО «ЦППМСП Ресурс» Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 20.11.2021 Чернецкая А.И г. Саратов ООО «Центр инновационного образования и воспитания» 36 22.11.2021 «Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста» Цветкова Е.А. Чернецкая А.И. г. СанктПетербург Институт раннего вмешательства 22.11.202123.11.2021 Обучающая программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды. Многообразие и преимущества многофункциональных универсальных логопедических игр. Чернецкая А.И Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» 30.11.2021 Цветкова Е.А. г. Москва АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 10.11.2021 «Раннее развитие: первые уроки от 1 года до 3 лет» Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 10.12.2021 «Топ 10 игр для эффективности логопедической работы» Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 10.12.2021 15 09.11.2021 «Запуск речи у детей с задержкой речевого развития с помощью игр и игрушек» «Учимся играя» Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 10.12.2021 Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 10.12.2021 «Обучение с пеленок» Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 10.12.2021 «Использование игры как способ подготовки ребенка к школе» «Обзор и применение в практике логопеда самых эффективных методик и пособий» Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 10.12.2021 Цветкова Е.А. г. СанктПетербург ЧОУ ДПО «Логопед Профи» 4 13.12.2021 Архипова Е.Ф. Технология логопедического обследования детей с ОНР. Опыт оформления речевой карты Психосоматика. Современные направления. Цветкова Е.А. г. Москва АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 16.12.2021 Средиземноморская школа семейной психологии и психологического консультирования 72 2021 «Образование детей с особыми образовательными потребностями с использованием дистанционных технологий: новый опыт и новые возможности» «Особенности психофизического здоровья современных дошкольников на этапе перехода в школу» Чернецкая А.И г. Екатеринбург ГБУ СО «ЦППМСП Ресурс» 2021г Чернецкая А.И г. Екатеринбург ГБУ СО «ЦППМСП Ладо» 2021г «Тотальный тесттренинг «Доступная среда» 2021» Чернецкая А.И 2021г «КПТ детей и подростков. Травмафокусированная КПТ ПТСР у детей и подростков» Логопедическая школа Свердловского кампуса Университета детства "Компас": нейропсихология для всех?!, посвященная 125-летию со дня Шиманова Н.С. г. Санкт-Петербург АНО ДПО «Центр обучения профессионалов здравоохранения» Э.Г. Абрамян Ассоциация когнитивноповеденческой психотерапии Цветкова Е.А. г. Москва Смирнова И.Н. Фонд "Университет Детства"Серификат 16 20 18.12.202119.12.2021 5 16.01.2022 рождения Л.С.Выготского «ДПП ПК «Развитие профессиональной компетентности специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий в условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста» Оценка результатов профессиональной деятельности аттестующихся работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность Оценка результатов профессиональной деятельности аттестующихся работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность Оценка результатов профессиональной деятельности аттестующихся работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Цветкова Е.А. Нижний Тагил Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования" 16 17.01.2022 31.01.2022 Гладышева И.С. г. Лесной Свердловская область Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования" 16 21.01.2022 22.01.2022 Глушманюк О.Н. г. Лесной Свердловская область Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования" 16 21.01.2022 22.01.2022 Абрамова Е.В. Нижнетагильский филиал ГАОУ дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Министерство образования и молодежной политики Свердловской обл. ГАОУ дополнительного профессионального образования Свердловской обл. «институт развития образования» Нижнетагильский филиал ГАОУ дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» 16 21.01.202222.01. 2022 17 Диагностика. Сбор анамнеза в процессе диагностики детей с ТНР. Цветкова Е.А. г. Москва АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 24.01.2022 Зимняя школа для педагогов-психологов "Отношения в мире особого ребенка:границы и возможности взаимодействия" «КПТ детей и подростков. КПТ расстройств поведения у детей и подростков» Неврно-психическое развитие ребенка второго года жизни Диагностика неговорящего оребенка.Разбор конкретного случая из практики «КПТ детей и подростков. Использование КПТ в работе с подростками с РПП» Неврно-психическое развитие ребенка третьего года жизни Игры и приемы работы на формирование умения подражать с опорой на психологические механизмы речи Театрализация на логоритмических занятиях Цветкова Е.А. г.Екатеринбург ГБУ СО "ЦППМСП" 6 26.01.2022 Шиманова Н.С. г. Санкт-Петербург 20 29.01.202230.01.2022 Цветкова Е.А. г. Москва 6 06.02.2022 Цветкова Е.А. г. Москва Ассоциация когнитивноповеденческой психотерапии АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 09.02.2022 Шиманова Н.С. г. Санкт-Петербург Ассоциация когнитивноповеденческой психотерапии 21 19.02.202220.02.2022 Цветкова Е.А. г. Москва 6 27.02.2022 Цветкова Е.А. г. Москва АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 16.03.2022 Цветкова Е.А. г. Москва АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 21.03.2022 «КПТ детей и подростков. Использование КПТ в работе с родителями» Шиманова Н.С. г. Санкт-Петербург Ассоциация когнитивноповеденческой психотерапии 22 26.03.202227.03.2022г. Профилактика ВИЧинфекции в сфере труда» Гредасова М.К. г. Екатеринбург Министерство здравоохранения Свердловской области Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД» 8 30.03.2022 18 VI Международная школа-семинар по ранней помощи детям и их семьям: от теории к практике! Цветкова Е.А. г. Санкт – Петербург Институт раннего вмешательства 20 30.05.2022 03.06.2022 2.Учебный план МБУ ЦППМСП Учебный план Учреждения отражает основные формы организации учебного процесса в соответствии с содержанием деятельности, определенным Уставом, социальными вызовами и актуальными потребностями жителей города в психологомедико-педагогической помощи, базируется на вышеперечисленных научных концепциях, образовательных целях и задачах, поставленных для решения проблем. В центре создан методический банк, включающий рабочие программы, разработанные специалистами Центра, позволяющие организовать работу по психологопедагогическому сопровождению всех возрастных групп детей, нуждающихся в психологопедагогической помощи. Учебный план включает диагностические, коррекционноразвивающие, профилактические программы психолого-педагогического сопровождения детей: - раннего возраста, - с нарушениями когнитивного развития, - с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы, - с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. - с нарушениями речевого развития. Перечень программ, реализуемых специалистами МБУ ЦППМСП, представлен в Таблице 6. Составитель, название Ф.И.О. специалиста, реализующего программу Бут Е.А. Занятия Бут Е.А. психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению Охотникова В.Е. Охотникова Программа В.Е. развития и коррекции внимания Программа принята Количество часов в всего неделю Педагогическим 2 16 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим 2 советом 19 МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 20 Вид программы Коррекционноразвивающая Коррекционноразвивающая Гладышева И.С. Программа развития основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ Охотникова В.Е. Посмотри внимательно на мир. Программа развития зрительного восприятия и пространственног о мышления. Гладышева И.С. Развиваемся, играя Гладышева И.С. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 21 Коррекционноразвивающая Охотникова В.Е. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 27 Коррекционноразвивающая Гладышева И.С. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим 1 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 36 Коррекционноразвивающая 28 Коррекционноразвивающая Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим 1 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 20 Коррекционноразвивающая 10 Коррекционноразвивающая Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 10 Развивающая Бут Е.А Бут Е.А. Волшебная планета. Развитие творческого мышления. Шиманова Н.С. Шиманова Завтра в школу Н.С. Бут Е.А. Бут Е.А. Любознайка. Программа развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Плотникова Т.А. Плотникова Здравствуйте, я Т.А. няня Таня 20 Гладышева И.С., Развитие мыслительных способностей (на основе логических задач А.Зака) Гладышева И.С. Интеллектика Гладышева Успешный читатель Гладышева И.С. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 34 Коррекционноразвивающая Гладышева И.С. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 2 32 Коррекционноразвивающая 2 20 Развивающая 2 65 Коррекционноразвивающая 2 16 Коррекционноразвивающая 2 10 Коррекционноразвивающая 2 20 Развивающая 2 14 Коррекционноразвивающая 2 25 Коррекционноразвивающая И.С. Гладышева И.С. Гладышева И.С. Гладышева Я учусь учиться И.С. Бут Е.А. От года Бут Е.А до двух Бут Е.А. Цветная Бут Е.А. радуга Бут Е.А. В гостях Бут Е.А. у сказки. Бут Е.А. Учимся Бут Е.А. сочувствовать, сопереживать. Бут Е.А. Бут Е.А. Профилактика и преодоление детских страхов и повышенной тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями 21 Гладышева И.С., Попкова О.Ю. Жизненные навыки Макарихина Л.Ф. «Первый раз в пятый…класс!» Гладышева И.С., Попкова О.Ю. Бут Е.А. Охотникова В.Е. Попкова О.Ю. Муромцев И.А. В одной лодке Муромцев И.А. Муромцев Веревочный курс И.А. Гладышева И.С. Глушманюк О.Н. Психологическая готовность к ЕГЭ Цветкова Е.А. Развитие речи, подготовка к обучению грамоте и письму. Цветкова Е.А. Коррекция дизорфографии у младших школьников. Гладышева И.С. Мы вместе Гладышева И.С. Глушманюк О.Н. Цветкова Е.А. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 2 26 Коррекционноразвивающая 1 14 Профилактиче ская 1 10 Развивающая 1 10 Развивающая 2 10 Профилактиче ская 2 25 Коррекционноразвивающая Цветкова Е.А. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 40-52 Коррекционноразвивающая Гладышева И.С. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим 2-3 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 11 Коррекционноразвивающая Глушманюк О.Н. Глушманюк Тренинг О.Н. эффективного взаимодействия родителей с детьми 22 40 Профилактиче ская Гладышева И.С. Гармонизации детскородительских отношений в группах развития творческого мышления. Глушманюк О.Н. «В ожидании чуда». Программа психологической поддержки семей, ожидающих рождение ребенка. Гладышева И.С., Глушманюк О.Н., Тренинг эмоциональной гибкости учителя. Макарихина Л.Ф. Конфликт без потерь. Гладышева И.С. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 27 Профилактиче ская Глушманюк О.Н. Педагогическим 3 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 33 Профилактиче ская Гладышева И.С. Глушманюк О.Н. Педагогическим 12 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 12 Профилактиче ская Шиманова Н.С. Педагогическим 12 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим 2 советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 12 Профилактиче ская 19 Просветительс кая Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. 31 Коррекционноразвивающая Глушманюк Глушманюк О.Н., О.Н. Макарихина Л.Ф. Изучение личности ребѐнка и его системы отношений с миром Цветкова Е.А. Цветкова Е.А. Секреты Звукознайки Цветкова Е.А. Цветкова Е.А. Развитие речевой деятельности Цветкова Е.А. Цветкова Е.А. Профилактика дизорфорграфии у детей 23 1 Коррекционноразвивающая 1 1 30 Коррекционноразвивающая Цветкова Е.А. Цветкова Е.А. Коррекция заикания у детей Педагогическим советом МБУ ЦППМСП 30.08.2019г. Малышева И.В. Шиманова Педагогическим Букварь Н.С. советом МБУ медиатора ЦППМСП 30.08.2019г. Попкова О.Ю. Попкова О.Ю. Педагогическим Тренинг советом МБУ личностного ЦППМСП роста 30.08.2019г. Глушманюк О.Н. Глушманюк Педагогическим Тайм - О.Н. советом МБУ менеджмент ЦППМСП 30.08.2019г. 2 60 1 7 Коррекционноразвивающая Профилактиче ская 1 10 Коррекционноразвивающая 1 2 Профилактиче ская Мониторинг результатов реализации образовательной программы. Форма, порядок и система оценивания результатов усвоения программ определяются в рабочих программах. В качестве показателей качества оказанной помощи наиболее часто специалистами Учреждения рассматриваются следующие: 1. уровень удовлетворенности родителей (законных представителей), условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги; 2. динамика уровня адаптации ребенка, нуждающегося в психологопедагогической помощи, в образовательной среде, в коллективе сверстников; 3. снижение показателей недостатков эмоционально-волевом развитии ребенка; в познавательном, речевом 4. изменение уровня самооценки, тревожности, настроения, активности 5. изменение познавательной и учебной мотивации; и 6. знание ребенком своих потенциальных возможностей и способностей и умение их использовать, опора на них в дальнейшей адаптации к социуму. Управление процессом реализации образовательной программы предполагает: - формирование банка данных о ходе образовательного процесса и его результатах, - регулярный анализ процесса реализации программы; - совершенствование нормативно-правовой, методической, материально-технической, организационной, кадровой базы программы. 24 Приложение 1 Аннотация к рабочей программе «Первый раз в пятый,… класс!» Данная программа предназначена для работы с младшими подростками при переходе с одной образовательной ступени на другую. Цель программы - сохранение и поддержание эмоционального благополучия в классном коллективе в период адаптации школьников в среднем звене школьного обучения. В учебную программу включены 14 занятий, продолжительность одного занятия- 11,5 ч, частота встреч - 1 раз в неделю. Данная программа может быть реализована педагогами-психологами МБУ ЦППМСП и общеобразовательных школ. Так же возможно использование материалов программы классными руководителями среднего звена образования при проведении мероприятий с пятиклассниками. Аннотация к рабочей программе «Конфликт без потерь» Данная программа предназначена для проведения тренинговых занятий по конфликтологии в различных группах (подростковых, родительских, педагогических и т.д.). Овладение приѐмами анализа конфликтных ситуаций, знакомство с закономерностями протекания конфликта, расширение практического арсенала техник 25 саморегуляции и осознание роли посредничества в конфликте позволяет участникам исследовать собственные ресурсы, увидеть новые грани как в самих себе, так и в своих отношениях. Цель программы - развитие психологической компетентности в вопросах разрешения конфликтов. Учебный план программы содержит 12 часов. Целесообразно проводить занятия в 2 этапа, продолжительность каждого из них 4-6 часов. Занятия проводятся в небольших группах, оптимальное число участников 12-15 человек. Данная программа может быть реализована педагогами-психологами МБУ ЦППМСП и общеобразовательных учреждений. Аннотация к рабочей программе «Посмотри внимательно на мир» Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста (на основе программы И.Н. Шевляковой). Данная программа предназначена для учащихся 1-4 классов, имеющих недостаточную сформированность зрительно-пространственного восприятия. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия младшего школьника может являться причиной проблем, связанных с логическим мышлением, памятью, зачастую первопричиной слабой успеваемости ученика. Цель программы - коррекция и развитие зрительного восприятия и пространственного мышления. Учебный план программы содержит 25-30 занятий продолжительностью 40-45 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Оптимальный размер группы - 4-6 человек. Желательна однородность состава участников по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту. Данная программа может быть реализована педагогами-психологами МБУ ЦППМСП и общеобразовательных учреждений. Аннотация к рабочей программе «Завтра в школу» Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школьному обучению, в т.ч. с детьми, имеющими недостаточный уровень развития составляющих школьной готовности. Цель программы профилактика школьных трудностей, предупреждение школьной дезадаптации посредством развития основных мыслительных операций, пространственно-временных представлений, произвольности в интеллектуальной деятельности, поведении. Программа включает 20 коррекционно-развивающих занятий. Продолжительность одного занятия 30-40 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. Данная программа может быть реализована педагогами-психологами МБУ ЦППМСП и дошкольных общеобразовательных учреждений. Так же возможно использование материалов программы воспитателями при проведении занятий со старшими дошкольниками. 26 Аннотация к рабочей программе «Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми» Данная программа предназначена для работы с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста, а так же подростков. Программа является вариантом тренинговой формы работы по повышению психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, развитию практических умений семейного общения. Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Учебный план программы тренинга рассчитан на 14 тематических встреч (занятий) по 2-3 часа каждая. Занятия проводятся в небольших группах, оптимальное число участников 8-12 человек. В группу входят родители, имеющие детей близкого возраста. Занятия могут посещать один или сразу двое родителей. Данная программа может быть реализована педагогами-психологами МБУ ЦППМСП и общеобразовательных учреждений. Аннотация к рабочей программе «Успешный читатель» Данная программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в формировании полноценного навыка чтения. Цель программы — овладение полноценным навыком чтения, включающим в себя беглое, безошибочное, осознанное чтение. Учебный план программы содержит 20 часов. Форма организации занятий — как индивидуальная, так и групповая. Численность группы от 6 до 12 человек. Желательным условием является четное число участников для организации работы в парах. Продолжительность каждого занятия — 40 минут. Количество занятий в неделю может составить от 2 до 4 и определяется особенностями развития и образовательными потребностями обучающихся. Данная программа может быть реализована как педагогами МБУ ЦППМСП, так и преподавателями общеобразовательных школ. Аннотация к рабочей программе «Жизненные навыки» Данная программа предназначена для работы с учащимися начальной школы. Программа является частью сквозного курса, предусматривающего проведение систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения. Цель программы — развитие эмоционального интеллекта детей, оказание помощи в решении жизненных задач. Программа состоит из 4-х ступеней, каждая из которых соответствует определенному классу начальной школы. Форма организации занятий групповая. Продолжительность каждого занятия 40-50 минут. Каждая ступень программы может быть использована как самостоятельная программа 27 занятий с группой детей одного возраста, так и курсом занятий, рассчитанным на весь период обучения в начальной школе. Количество занятий в неделю 1 — 2. Реализация программы возможна как педагогами-психологами МБУ ЦППМСП, так и педагогами-психологами общеобразовательной школы. Аннотация к рабочей программе «Психологическая готовность к ЕГЭ» Данная программа предназначена для работы со старшеклассниками в период подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Цель программы — развитие психологической устойчивости к процедуре сдачи единого государственного экзамена, формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене. Учебный план программы содержит 15 часов. Форма организации занятий — групповая. Группы формируются из учащихся разных классов и школ, либо из учащихся одного класса. Продолжительность одного занятия — 2 часа. Количество занятий в неделю — 1. Данная программа может быть реализована как специалистами МБУ ЦППМСП (педагогом-психологом, социальным педагогом), так и педагогами образовательных учреждений. Аннотация к рабочей программе «Изучение личности ребѐнка и его системы отношений с миром» Данная программа предназначена для проведения занятий с педагогами образовательных учреждений. Цель программы - развитие компетентности педагогов в вопросах педагогической диагностики. Учебный план программы содержит 19 часов - 18 тематических встреч (занятий) по 1 часу каждая и 1 контрольное мероприятие (анкетирование). Опыт показывает, что это - оптимальное время, необходимое для достижения результата. Занятия проводятся в небольших группах, оптимальное число участников -16-20 человек. Созданию атмосферы доверия и безопасности способствует организация пространства общения в форме круга. Данная программа может быть реализована педагогами-психологами МБУ ЦППМСП и общеобразовательных учреждений, является основой для построения работы с педагогами, предполагает творческое и активное отношение ведущих к процессу подготовки и проведения занятий Аннотация к рабочей программе «Программа развития основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ» Данная программа предназначена для работы с учащимися младшего школьного возраста с ОВЗ, имеющими трудности в усвоении школьной программы вследствие парциального недоразвития преимущественно регуляторного компонента психической деятельности, недостатков формирования учебных навыков, дефицита эмоционально-волевой регуляции психической деятельности. 28 Цель программы — развитие основных свойств внимания как основы формирования регуляторных универсальных учебных действий и учебных умений. Учебный план программы содержит 21час. Форма занятий — групповая. Оптимальный состав группы 4 — 6 человек. Программа рассчитана на 21 занятие с периодичностью 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 50 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Данная программа может быть реализована как педагогами МБУ ЦППМСП (педагогпсихолог, учитель-логопед, педагог), так и преподавателями общеобразовательных школ. Аннотация к рабочей программе «Мы вместе» Данная программа предназначена для родителей, воспитывающих детей 5-6-летнего возраста, и имеющих трудности во взаимодействии с детьми. Цель программы - оптимизация детско-родительских отношений, повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей. Учебный план программы содержит 11 часов. Форма занятий групповая. Группа формируется на возрастной основе детей (5-6лет). Количественный состав группы – 4-6 пар. Часть занятий (6) программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, а часть (2) отдана только работе с родителями. Каждое занятие для родителей рассчитано на 1 - 1,5 часа. Каждое совместное занятие для родителей и детей рассчитано на 40-50 минут. Программа предусматривает проведение занятий два раза в неделю. Реализация программы возможна как педагогами-психологами МБУ ЦППМСП, так и педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений. Аннотация к рабочей программе «Я учусь учиться» Данная программа предназначена для работы с учащимися 3-4-ых классов, испытывающими трудности в обучении. Цель программы — формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени школьного обучения и профилактика возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень обучения. Учебный план программы содержит 66 часов и состоит из четырех блоков. Форма организации занятий — групповая. Продолжительность каждого занятия 40-45 минут. Количество занятий в неделю — 2. Каждый из содержательных блоков программы может быть использован как самостоятельная программа занятий с группой детей. Выбор предлагаемых блоков определяется особенностями развития и образовательных потребностей детей. В случае, если интеллектуальный потенциал и уровень обучаемости участников группы достаточно высок, задача ведущего программы фокусируется на формировании компонентов готовности к обучению в основной школе. Данная программа может быть реализована как педагогами-психологами МБУ ЦППМСП, так и педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений. 29 Аннотация к рабочей программе «Развиваемся, играя» Данная программа предназначена для учащихся 1-4 классов, обучающимися по образовательной программе начального общего образования, имеющих отдельные затруднения в освоении учебного материала и входящих в группу риска по учебной успешности, как по результатам групповой диагностики, так и по экспертной оценке учителя (есть риск учебной неуспешности по одному или нескольким предметам). Цель программы — содействие оптимальному развитию учащихся начальной школы, имеющих учебные затруднения, с учетом уровня сформированности учебных навыков и опорой на имеющийся потенциал развития в когнитивной, эмоциональной и личностной сферах. Учебный план программы содержит 36 часов. Форма занятий — индивидуальная и групповая. По программе возможны индивидуальные занятия с учащимися, находящимися на домашнем обучении. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Данная программа может быть реализована как педагогами-психологами МБУ ЦППМСП, так и педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений. Аннотация к рабочей программе «Гармонизация детско-родительских отношений в группах развития творческого мышления» Данная программа предназначена для родителей, имеющих детей 7-10-летнего возраста и испытывающих трудности в во взаимодействии с детьми. Цель программы - гармонизация детско-родительских отношений в условиях групповых занятий по развитию творческого мышления; развитие компонентов творческого мышления детей. Учебный план программы содержит 27 часов. Форма организации занятий — групповая. Группа формируется на возрастной основе детей (7-10 лет). Оптимальная наполняемость группы 8-12 человек (до 6 семейных пар). Продолжительность каждого занятия — 50 минут. Периодичность проведения занятий: 1 — 2 раза в неделю. Реализация программы возможна как педагогами-психологами МБУ ЦППМСП, так и педагогами-психологами общеобразовательных школ. Аннотация к рабочей программе «Развитие мыслительных способностей» (на основе логических задач А.З.Зака) Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на развитие мыслительных способностей. Цель программы – развитие компонентов теоретического мышления – теоретических действий анализа, планирования, рефлексии у детей младшего школьного возраста. Программа разработана на период обучения в начальной школе. Учебный план программы каждого года содержит 34часа. Форма организации занятий — групповая. 30 Численность группы от 6 до 10человек. В условиях использования программы в образовательном учреждении может быть применена к целому классу. Продолжительность каждого занятия для детей 6,5-7 лет — 35 минут, для детей 8-10 лет — 45 минут. Количество занятий в неделю — 1-2. Данная программа может быть реализована как педагогами МБУ ЦППМСП, так и преподавателями общеобразовательных школ. Аннотация к рабочей программе «Интеллектика» Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и учащихся первых классов. Цель программы - развитие у детей старшего дошкольного возраста и учащихся первых классов мыслительных способностей, которые обеспечат успешное усвоение школьного материала, ясное понимание объяснений учителя и верное решение учебных задач. Форма организации занятий — групповая. Учебный план программы содержит Численность группы в условиях проведения занятий в МБУ ЦППМСП 6-10 человек. При условии использования программы в образовательной организации занятия могут проводиться с детьми одной группы детского сада или одного класса школы. Данная программа может быть реализована как специалистами МБУ ЦППМСП (педагогпсихолог, учитель начальных классов), так и педагогами образовательных организаций (учитель начальных классов, воспитатель ДОУ). Аннотация к рабочей программе Тренинг эмоциональной гибкости учителя Данная программа предназначена для педагогов образовательных организаций основного, дошкольного, дополнительного образования, находящихся в состоянии складывающегося синдрома профессионального выгорания. Цель программы - предупреждение развития синдрома профессионального выгорания у педагогов. Форма организации занятий – групповая. Учебный план программы содержит 12 академических часов. Программа может быть реализована в двух основных форматах: два дня по 6 академических часов или 4 дня по 3 часа. Численность группы не менее 6 и не более 16 человек. В группу могут быть включены как педагоги одного образовательного учреждения, так и разных образовательных организаций. Данная программа может быть реализована педагогами-психологами МБУ ЦППМСП. Аннотация к рабочей программе «Волшебная планета». Развитие творческого мышления Программа «Волшебная планета» преследует основную цель раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих способностей. 31 Коррекционно-развивающая программа состоит из 28 занятий, предназначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализации, использование ароматерапии, хромотерапии (цветотерапии) и др. После каждого занятия детям предлагается домашнее задание, которое они могут выполнить совместно с родителями. Дома можно организовать выставку детских работ. Стихотворения и сказки, придуманные детьми, оформляются в небольшие книжки и иллюстрируются детскими рисунками. Аннотация к рабочей программе «Учимся сочувствовать, сопереживать» Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей ещѐ не сформированы чувства сопереживания, эмпатии. На самых простых примерах детям раскрываются значения этих понятий. Проигрывая различные ситуации со знакомыми и близкими для них образами родных, друзей, домашних животных, мы формируем определѐнное отношение к ним, учим выражать свои чувства к ним. В программе много игровых ситуаций, где дети моделируют своѐ поведение, учатся анализировать его. На занятиях используется рисование и проектирование с помощью коллажей. Аннотация к рабочей программе «Занятия психолога с детьми 2-3-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» В программе представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-3-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие занятия, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детскородительских отношений. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Аннотация к рабочей программе «Любознайка». Программа развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста 32 В программе представлен цикл занятий способствующих развитию интеллекта и логического мышления ребенка-дошкольника. Выполняя задания, представленные в увлекательной форме, ребенок будет учиться сравнивать и классифицировать предметы, находить закономерности, а главное - получать удовольствие от процесса познания. На занятиях используется эффективное пособие Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Аннотация к рабочей программе «Цветная радуга». Программа сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие – основная ступенька в умении осваивать новые знания и стремлении их получать. В возрасте малыша 2 – 3 года очень актуальны сенсорные игры и творческие занятия для общего развития, подпитанные положительными эмоциями, которые помогают детям познавать и с интересом воспринимать окружающий мир. Программа помогает упорядочить всю полученную информацию о мире; • Позволяет ребенку стать наблюдательным; • Дает возможность малышу совершенствоваться в интеллектуальном и эстетическом направлении; • Развивает воображение и значительно расширяет словарный запас; • Развивает познавательные процессы; • Совершенствует различные виды памяти; Аннотация к рабочей программе «От года до двух». Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста Раннее детство – начало начал. Это период интенсивного развития системы восприятия. Это первый опыт взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: интеллектуальное, эмоциональное, творческое, музыкальное и физическое. На каждом занятии Ваш малыш узнает что-то новое: становится участником игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и речи; o получает практический опыт сенсорного развития; o развивает математические способности; o с удовольствием поиграет в музыкальные игры (песенки, потешки) 33 o узнает многое об окружающем мире; o раскрывает свой творческий потенциал: учится лепить, рисовать, конструировать и делать аппликации. Аннотация к рабочей программе «Профилактика и преодоление детских страхов и повышенной тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями» Изотерапевтический метод широко применяется в психокоррекционной практике. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, у которых затруднена вербальная коммуникация ( дети с задержкой психического развития, с речевыми расстройствами, с нарушениями слуха, с умственной отсталостью, с аутизмом, с церебральным параличом). Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация) широко используются в коррекции таких познавательных процессов, как восприятие, мышление, речь и воображение. В процессе изобразительной деятельности на занятиях у детей происходит улучшение эмоционального самочувствия, преодоление страхов и тревожности, расширение поведенческого репертуара, так же решаются и коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательных процессов и изобразительных навыков. Аннотация к рабочей программе программе «В гостях у сказки» Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у ребенка появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоциональноповеденческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе. В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству. 34 Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть. 35